Домашний пользователь нелицензионного программного обеспечения обрекает себя на работу с неповоротливой, не обновляемой и на многое не способной системой. Но он рискует, максимум, своими нервами, личными данными и деньгами. Бизнес-пользователь ставит на кон гораздо больше — эффективность и безопасность своего дела. Технические риски для обоих схожи, масштабы бедствия в каждом случае разные.
К чему же именно может привести установка и использование нелицензионного ПО? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться, что же такое «пиратский» софт. По сути, «пиратка» — это незаконная, зачастую с изначально встроенными вирусами и троянскими конями, копия одной из версий того или иного программного продукта, иными словами - подделка. Большинство пользователей уверены, что, если копия снята с финального релиза ПО — это гарантирует отсутствие проблем. Но в реальности дело обстоит иначе.
Для тиражирования программного продукта его «взламывают». При этом важно помнить, что работа над программой с выходом ее финальной версии не прекращается — выявленные в процессе эксплуатации ошибки устраняются производителем, по мере необходимости дорабатываются элементы, обеспечивающие взаимодействие с другими программами. Соответствующие патчи и бесплатные автоматические обновления доступны всем пользователям лицензионного ПО Microsoft.
Однако, по словам специалистов корпорации, пираты такие обновления, как правило, отключают. В результате пользователь взломанной версии ПО остается один на один со множеством проблем: от некорректной работы программы (сохранение данных с ошибками или в «неправильных» форматах и т. п.), до конфликтов между различными приложениями (операционная система или приложение может отказаться работать с пиратской версией). С этим же может быть связано падение производительности компьютера. Исследования показывают, что использование пиратского софта приводит к снижению производительности ПК на 56%, в первую очередь, когда ПК используется злоумышленниками как часть ботнета, для рассылки спама или хакерских атак.
Впрочем, все вышеперечисленное убежденных клиентов «пиратов» не останавливает: пусть половина офиса ругается на другую половину из-за того, что у кого-то что-то не работает или не открывается. В конце концов, всегда можно найти крайнего в лице какого-нибудь случайно подвернувшегося сисадмина. Он же, как правило, и разбирается по мере сил и таланта с затруднениями коллектива.