10.04.2018 21:10
Новости.
Просмотров всего: 140067; сегодня: 4.

Адвокатская монополия

В октябре 2017 года на сайте Министерства юстиции России был опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающий введение в нашей стране к 2023 году адвокатской монополии.

Данная идея озвучена не впервые, необходимость закрепления исключительно за адвокатами права на оказание возмездной юридической помощи, также на представление интересов граждан и организаций в судах была заявлена Коноваловым А.В. уже сразу после назначения его на должность министра юстиции в 2008 году. Правовая почва для реализации идеи была заложена в утверждённой 15.04.2014 года Постановлением Правительства России N 312 Государственной программе «Юстиция», определившей в качестве одной из задач ограничение доступа на юридический рынок для недобросовестных участников.

За прошедшее время среди ученых и практиков так и не достигнут полный консенсус по поводу необходимости установления адвокатской монополии. Однако большинство специалистов все-таки придерживается мнения, что данная идея подлежит реализации и несет с собой позитивные изменения на рынке оказания профессиональной юридической помощи по следующим основаниям.

Необходимость введения адвокатской монополии следует из гарантированного ст. 48 Конституцией России права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. По своей сути адвокатская монополия ничем не отличается от монополии, введённой государством в иных сферах оказания услуг. В настоящее время она существует в сфере уголовного судопроизводства (за некоторыми исключениями, не влияющими на общую картину), также реализована монополия в сфере нотариальной деятельности, фармацевтической и в других областях.

Если присмотреться, то станет понятно, что монополия вводится государством в наиболее значимых для граждан сферах, где необходимо обеспечить определенный минимум качества услуг, а вместе с тем и безопасность потребителей. Ни один здравомыслящий человек не обратится за оказанием медицинской помощи к лицу, не обладающему медицинским образованием, так как не захочет рисковать жизнью и здоровьем. Однако юридическая область является не менее важной и потому подлежащей регулированию, по отдельным юридическим спорам и судебным процессам порой решаются судьбы граждан, а принятые судебные акты коренным образом влияют на дальнейшую жизнь сторон. При таких обстоятельствах определяющим образом на разрешение спора или исход дела зачастую влияет качество юридических услуг. Между тем, согласно действующему законодательству для оказания возмездных юридических услуг и представления интересов граждан и организаций в судах не нужно иметь юридического образования, более того, для этого не обязательно иметь вообще какое-либо образование; любой совершеннолетний гражданин может при наличии паспорта оказывать представительские услуги в судах и давать правовые консультации. Такая законодательная вседозволенность привела к тому, что на рынок юридических услуг пришли неквалифицированные кадры, а также различного рода мошенники. Введение адвокатской монополии позволило бы оградить граждан от подобного рода горе-специалистов, обеспечило бы установление качественного минимума оказываемых услуг, а вместе с тем и безопасность обратившихся за правовой помощью граждан и организаций.

Помимо изложенного, введение адвокатской монополии необходимо в целях унификации требований, предъявляемых к оказывающим юридические услуги лицам, также в целях обеспечения единых правил допуска к оказанию данных услуг и квалификационных требований, дисциплинарных процедур. Реализация монополии позволит навести порядок в данной сфере, исправить сложившуюся систему деления лиц, оказывающих юридические услуги, на две основные группы в зависимости от наличия статуса адвоката. Это сделает рынок правовых услуг более прозрачным, также положительно скажется на качестве услуг.

На мой взгляд, необходимость введения адвокатской монополии бесспорна, и если по поводу неё и есть какие-то вопросы, то связаны они не с самой идеей, а с тем, как она будет реализована.

Так, на сегодняшний день в Российской Федерации осуществляют свою деятельность порядка 75 тысяч адвокатов, что в соотношении к общему количеству населения страны составляет 1 адвокат примерно на 2 тысячи человек. При том положении рынка юридических услуг, которое существует сейчас, количество оказывающих услуги адвокатов является достаточным и неуклонно растёт из года в год, нехватки в адвокатах не ощущается (за исключением отдельных малонаселенных пунктов, в которых проблема решается посредством образования юридических консультаций). Однако в случае введения адвокатской монополии указанного количества адвокатов будет явно недостаточно.

В качестве примера можно привести опыт Азербайджана, где после введения в 2017 году адвокатской монополии нехватка адвокатов вызвала высокий спрос на их услуги и, как следствие, резкое подорожание услуг, что ударило прежде всего по наиболее социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения. Во избежание подобных проблем необходимо к моменту введения адвокатской монополии значительно увеличить количество адвокатов. Отрадно, что в Минюсте РФ данное обстоятельство учитывают; согласно упомянутой Государственной программе, «Юстиция» к 2023 году планируется поэтапное увеличение количества адвокатов вдвое (с 0,05 % до 0,1% от общего количества населения).

При увеличении количества адвокатов необходимо обеспечить, чтобы квалифицированные и опытные юристы, ранее оказывавшие правовые услуги без адвокатского статуса, смогли влиться в ряды адвокатского сообщества в упрощенном порядке, с одновременным отсеиванием лиц, не имеющих юридического образования и необходимой квалификации. Также необходимо изменить законодательство и разрешить создание адвокатами юридических компаний, реализовать идею деления адвокатов по специализации и предусмотреть иные коррективы, связанные с введением адвокатской монополии.

От того, насколько успешно будет подготовлена почва, насколько эффективно будут разработаны меры по введению адвокатской монополии и устранению возможных негативных последствий её введения, будет зависеть успешность реализации идеи и её влияние на качество оказания профессиональной юридической помощи в нашей стране.


Ньюсмейкер: Адвокат Валерий Саркисов
Поделиться:

Интересно:

Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...